Ситибайк в Стокгольме

Это сейчас мы взяли за правило первым делом узнавать, есть ли в городе назначения ситибайк (и если есть, то выбирать гостиницу, учитывая расположение станций). Но в 2012 году я и не подозревала о подобном чудо-явлении в городской среде. Все началось со Стокгольма. Про стокгольмские ситибайки мы прочитали в интернете, вдохновились и постановили непременно попробовать.

Система у них простая: покупаешь карточку и затем пользуешься велосипедом. Т. е. платишь один раз при покупке карточки. Велосипед можно держать у себя не дольше трех часов (штрафа за просрочку нет, но если сделать так три раза, лишают карты). Прокат работает с 6 утра до 22, велосипед надо вернуть до часа ночи. Вернуть можно на любую станцию, лишь бы там было место (в этом и состоит смысл ситибайка: доехал — оставил — нет проблем).

Карточки бывают двух видов: на 3 суток и на сезон, который длится с апреля по октябрь. Карточку на сезон можно купить как в оффлайне, так и через сайт citybikes.se. А на 3 суток — только в оффлайне.

Мы купили карточки в туристическом центре, нашли станцию, но не могли ею воспользоваться, потому что дисплей и считыватель карточки играли с нами в прятки. Искали мы их торопливо и бессистемно. Меня подгоняло то, что на станции было мало великов и при высокой степени тупизма нам могло великов не достаться. Мы обегали станцию по нескольку раз (а она достаточно длинная), но безрезультатно. Наконец я решила, что мы не справимся, и пошла искать помощи у прохожих. Я отошла вглубь тротуара и обратилась к проходящему мимо молодому человеку. Но стоило повернуться лицом к станции, указывая ему на ситибайки, как я тут же увидела искомый дисплей на торцевой стороне рекламного короба. А ведь я несколько я раз порывалась осмотреть его, но мне казалось, что у короба слишком узкий торец, так что я к нему не приглядывалась.

Станций в Стокгольме много (на официальном сайте пишут, что около 100). Одна из них находилась напротив отеля, так что любой маршрут у нас начинался одинаково: мы брали велики — и вперед.

На столбе сверху вниз: карта станций, дисплей и считыватель карточки с инструкцией. Прикладываешь карточку, и тебе присваивают велик (самому выбрать велик нельзя), после чего просто забираешь велик под нужным номером.

Здесь видно, как велосипеды крепятся к станции: штыри, торчащие под корзинкой, вставляются в дырки и блокируются там. Чтобы припарковать таким образом ситибайк, его нужно приподнять за руль. Ничего сложного, но ситибайки были для меня тяжеловаты, так что я корячилась и получала синяки.

Велосипед своеобразный: он небольшой, с маленькими колесами, задний тормоз — ножной. Кроме того, он тяжелый, так что в первую поездку — на поиски домика Карлсона — я отправилась зигзагом. Конечно, дело здесь не только в велосипеде. К тому времени я больше года не садилась на велик, а тут он тяжелый, с непривычной «дамской» посадкой и высоким рулем (это нормальная прогулочная посадка, и теперь я в городе иную не признаю, но раньше я была привычна к спортивной).

На руле слева находятся передний тормоз и звонок, справа — переключатель скоростей (их три). Я предпочитаю, когда тормоз тоже справа, потому что тогда я могу вести велик одной правой, а левой жестикулировать или, например, поправлять кепочку.

Впереди на руле корзинка, в которую идеально вставала сумка из-под фотоаппарата. На корзинке — фонарь.

В Стокгольме система ситибайка была открыта в 2006 году, так что велики новыми не назовешь. Не все, что мы брали, были хорошими. Больше всего досаждали переключатели скоростей. Они были двух типов, один из которых явно удачнее, а вот другой стандартно барахлил. Помню, как-то ехала только на 2-й передаче, потому что переклюк вел себя неадекватно. Кроме того, передачи не были настроены под маленькие колеса: крутишь-крутишь педали, а скорости нет. Из других проблем: тормозам могло не хватать резкости, встречались тугие подножки. И у всех велосипедов были слишком тонкие ручки, так что со временем запястья ощутимо уставали.

В общем, проехать на таком ситибайке 20 км в быстром темпе было бы проблематично. А вот с задачей перемещения по городу он справлялся (мы наездили 49 км за три дня).

Благодаря ситибайку мы не просто перемещались автономно и достаточно быстро. Нам удалось посмотреть несравнимо больше того, что мы бы успели обойти пешком. Кроме того, мы, как настоящие стокгольмцы, каждое утро выезжали из дома на велосипеде и вливались в общий велопоток. Так что ситибайк помог прочувствовать велоинфраструктуру изнутри.

Поделиться