Когда на велосипеде комфортно

Велодорожки Стокгольма

Как следует из названия, велодорожка — это выделенная полоса для движения велосипедов. Причем это единственное общее свойство велодорожек. Остальное — повод для вариаций, о которых я расскажу на примере велоинфраструктуры Стокгольма.

Тема, конечно, специфическая. Но все же надеюсь, что вы заинтересуетесь, даже если (особенно если!) не используете велосипед для перемещения по городу. Итак, поехали.

Велодорожка может находиться на тротуаре (и это мой любимый вариант, потому что тогда чувствуешь себя королем, ну или депутатом с мигалкой).

Кстати, без специальных дорожек по тротуарам и пешеходным зонам ездить запрещено. Также запрещено ездить по встречке. Так что люди послушно слезают с велосипеда и ведут его до того места, где можно будет продолжить крутить педали (мы не раз это видели).

Еще одна велодорожка на тротуаре. Обратите внимание, как разное покрытие используется для обозначения разных зон движения. Причем велосипедистам — не дык-дык-дык-плитка, а гладкий асфальт.

Не всегда разнонаправленные велодорожки разнесены по разным сторонам дороги — иногда их объединяют. Вот такая красота на набережной Страндвеген (Strandvägen), по которой я еду в сторону острова Юргорден (Djurgården).

А это улица Хантверкаргатан (Hantverkargatan) около Ратуши. Заборчик вдоль проезжей части позволяет не следить боковым зрением за машинами, а наслаждаться пейзажем (Ратуша находится на живописной набережной).

Казалось бы, «дела — не надо лучше». Но нет предела совершенству. Если велодорожка отделена от основного тротуара деревьями, вероятность появления на велодорожке заблудших пешеходов падает в разы.

На разных участках одна и та же велодорожка может выглядеть по-разному (это я к тому, что впереди деревья). По этой улице под названием Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan) мы ездили чаще всего, потому что она ведет к нашему отелю. Отель — высокое здание с зеленым куполом почти в центре фотографии, по левой стороне дороге. А ближайшую к нему станцию ситибайка, которой мы активно пользовались, видно справа за деревьями на фоне белой газели.

И снова разнонаправленные велодорожки, объединенные в одну. Уже не тротуар, но и от машин далеко благодаря широкой разделительной полосе.

Велодорожка непосредственно на проезжей части — самый простой вариант, т. к. она отделена от машин лишь формально — разметкой.

Велодорожка на проезжей части не всегда прижата к тротуару. Между ней и тротуаром может проходить, например, выделенная полоса для автобусов (автобус виден слева вдалеке).

Или полоса для парковки. Велодорожка находится справа от машин (она выделена прерывистой линией).

Хотя чаще полоса для парковки отгораживает велодорожку от остальной проезжей части. И это идеальный вариант с точки зрения защиты от машин (не считая заборчиков, конечно). Подходящей фотографии, увы, нет. Но такие велодорожки в Стокгольме точно были.

Очень важно, каким образом оформлены перекрестки. Обычно велосипедисты находятся в привилегированном положении. Если перекресток регулируемый, чаще всего у них есть свой светофор. На заднем плане аналогичный светофор для пешеходов.

Иногда пешеходный светофор рассчитан и на велосипедистов.

В местах повышенной опасности велодорожка дополнительно выделяется цветом.

Здесь общий светофор для машин и велосипедов перед большим перекрестком у метро Санкт Эриксплан (S:t Eriksplan). Разметка дает велосипедистам больше места для маневра: они могут становиться в зоне, обозначенной знаком велосипеда. Думаю, это актуально при большом количестве велосипедистов: вместо того чтобы растягиваться вереницей на узкой велодорожке, они могут встать кучей перед машинами.

Оформление велосипедной развилки прекрасно.

Одна полоса переходит через дорогу, вторая ушла направо.

Вот чудесный перекресток с пересечением сдвоенных велодорожек. Обратите внимание на съезды: без них выделенность велодорожек потеряет смысл, потому что скачка по поребрикам никого не привлекает.

Велодорожки есть не везде. Они спроектированы так, чтобы на велосипеде было удобно перемещаться по городу. Соответственно, для комфортной езды нужно знать веломаршруты. Мы не особо обращали на это внимание, поэтому периодически выруливали на дороги без какой бы то ни было велодорожки. Так было, когда мы поехали искать адрес Карлсона. Или в другой раз, когда повернули налево раньше времени и оказались не на привычной улице, а на большой площади Сергельсторг (Sergels torg). Панораму можно увеличить.

— Ой-ё, — подумала я, подъехав к площади. Ничего, вырулили как ни в чем не бывало. Машины лояльно отнеслись к моим велосипедным потугам: не сигналили, не пытались объехать, вообще не выражали ничего, кроме терпения и покорности судьбе.

Стокгольм был моим первым опытом велодорожек. Причем к тому времени у меня был большой перерыв в езде на велосипеде, а к использованию проезжей части сформировалось жуткое предубеждение (это после езды по проспекту Космонавтов в Екатеринбурге). Так что эксперимент оказался чище некуда. И вот что я должна сказать: по велодорожкам свободно смогут ездить даже те, кто зарекся садиться в городе на велосипед. Велодорожки — это совершенно другой уровень городской инфраструктуры: они превращают велосипед из спортивного снаряда в легкий способ передвижения. Думаю, поэтому в Стокгольме на велосипедах много женщин.

По-моему, у этой велосипедистки весьма беззаботный вид (хотя справа у нее выделенная полоса для автобусов).

Белая кофточка — не совсем та одежда, которую мы ожидаем увидеть на велосипедисте.

Оказывается, велосипед — это очень по-девчачьи.

Мы не старались фотографировать людей, больше просто глазели и впечатлялись. Особенно было на что посмотреть по утрам и в обеденное время. Помню даму на велосипеде в элегантном платье, на каблуках и в велосипедном шлеме. Тогда я очень удивилась. А потом привыкла.

Именно в Стокгольме я впервые села на велосипед в юбке.

Я не тормоз, зеленый только что зажегся. А вообще, я не тороплюсь и, кстати, довольно нескромно стою прямо перед машинами. Вот что делает с человеком велоинфраструктура.

Поделиться