Дания была первопроходцем систем городских велопрокатов, которые я для краткости называю ситибайки. До этого были небольшие попытки в Нидерландах (всего 50 велосипедов в прокате Амстердама, зато это было в 1967 году), Франции (1974) и Великобритании (300 велосипедов в Кембридже в 1993 году, но прокат закрылся через год).
Первый датский ситибайк открылся в Копенгагене 22 года назад, в 1995 году. Он стал первым настоящим городским велопрокатом в Европе и мире. Bycykler København был бесплатным и проработал до октября 2012 года. На момент закрытия в системе было около 2000 велосипедов.
Копенгаген решил восстановить велопрокат на новом уровне, и в октябре 2014 года открылся новый прокат Bycyklen. Теперь ситибайк стал электрическим. Сейчас в нем чуть больше 100 станций и около 2000 велосипедов. На фоне обычных ситибайков он кажется небольшим: так, в Москве около 300 станций и 2500 🚲, а в Париже (самом крупном европейском ситибайке) — 1200 станций и 15 000 🚲. Но электрический ситибайк в мире еще редкость. Кроме датского, мы нашли только 2 подобных велопроката: bicimad.com в Мадриде и zypbikeshare.com в американском Бирмингеме (штат Алабама).
Про новый электрический велопрокат Копенгагена и пойдет речь.
Мы регистрировались через сайт bycyklen.dk. Велик нужен был на один раз, поэтому выбрали подписку без абонентской платы: в этом случае 1 час езды стоил 25 датских крон (недавно стало 30 крон, это 249 руб.) Другой вариант — подписка на месяц, что для нас не имело смысла. С февраля 2017 года на сайте появилось два типа годовой подписки: с предоплаченными 10 и 20 часами.
Так выглядит велостанция.
На сайте написано, что сейчас можно себе каким-то образом зарезервировать велосипед на станции. Мы так сделать не пробовали.
Выбираем велик (на вид все одинаково хороши). В 2015 году все велосипеды были новые, ничего не скрипело, не болталось и т. д.
К рулю велосипеда приделан планшет. «Тырк для старта».
Язык поменяли на английский. Чтобы взять велик, надо ввести логин/пароль (или прямо здесь зарегистрироваться, но этот вариант мы не исследовали).
Здесь же можно поменять режим езды. По умолчанию стоит Level 2 — city assistance (для города). Мы потестировали все режимы и поняли, что надо сразу выбирать Level 4 — hillclimb assistance (для преодоления подъема).
Максимальная скорость с электродвигателем на всех режимах одинаковая — 22 км/ч. На 4 режиме разгон (boost) быстрее, чем на других: максимальную скорость набираешь буквально за один оборот, кажется, что только коснулся педалей — вжжжж и уже летишь.
Если разогнать велосипед быстрее, чем 22 км/ч, то электродвигатель отключается. Велосипед тяжелый, удобной передачи для разгона нет, так что преодолеть этот скоростной барьер сложно. Удалось на несколько секунд разогнаться до 25 км/ч.
Еще в планшете есть GPS-навигатор. Мы пользовались — удобная штука. Навигатор этот умен: он прокладывает маршрут по улицам, на которых есть велодорожки. Мы сначала этого не поняли и удивились, зачем он советовал нам сделать крюк. Вот как выглядит навигатор («крюка» на фото нет):
Еще у навигатора есть функция My routes: маршрут можно заранее сохранить в своем аккаунте на сайте, а потом, взяв велосипед, выбрать этот маршрут в навигаторе (чтобы не набирать на экранной клавиатуре что-то безумное, типа Forhåbningsholms Alle).
Для туристов навигатор предлагает велосипедные маршруты по главным достопримечательностям. Мы не пользовались, но, кажется, это отличный вариант для велосипедной прогулки.
Этот навигатор еще и треки пишет. Наш аккаунт до сих пор хранит трек той поездки:
Несколько слов о том, как ведет себя электровелосипед. Мотор работает и держит скорость, пока ты крутишь педали (крутишь спокойно, без нагрузки). Перестал крутить — скорость падает. Нажал на тормоз — мотор выключился. Электрический велосипед быстр без усилий, но при этом торможение — как на обычном велосипеде. Получается, что электровелосипед берет от мопеда только плюсы: едешь быстро, но не боишься, что не рассчитаешь и не успеешь затормозить или что велик будет вести себя непривычно.
Единственный минус — вес: велик тяжелый, как слон. Но в Дании нет поребриков, на которые приходилось бы взбираться, и подземных переходов, так что этот минус особо не ощущался. Зато на брусчатке вес смягчает тряску.
Велосипед хорошо и устойчиво едет по прямой, трудности начинаются, когда надо повернуть. У этой модели неудачно сделан руль: он поворачивается только на небольшой угол, поэтому резко повернуть на велосипеде нельзя, приходится делать круги или останавливаться и поднимать-переставлять велосипед (а он, напоминаю, тяжелый). Этот недостаток почувствовался дважды: когда надо было развернуться на 180° и при попытке вставить велик в стойло на станции.
В общем, датский электровелосипед тяжелый, неманевренный, но почти что самодвижущийся, устойчивый и предсказуемый. На нем вы не устанете и не заблудитесь. В Москве осенью 2016 года тоже появились электрические ситибайки, но мы на них еще не ездили. Ждем весны.